МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

                                                                                                              ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Организация совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема: «Утёнок»
Возрастная группа: дети пятого года жизни
Форма совместной деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, конструирование.
Форма организации: групповая, подгрупповая.
Учебно-методический комплект (программы): Фешина Е.В. Легоконструирование в детском саду. Методическое пособие – м:ТЦ Сфера,2017.-136с.
Средства: -наглядные: иллюстративно - дидактический материал, ИКТ(приложение 1);
                  -литературные: загадки;
                   - оборудование: наборы конструкторов «Мои первые механизмы», схема (приложение 2);
Цель: Формирование у детей умения конструировать «Утенка»  по заданной схеме.
Задачи:   -познавательные: * обогащать знания детей о домашних птицах;
                                                     *Учить строить по предложенным инструкциям, учитывая способы крепления деталей;
                                                     *упражнять в умении различать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.
              - воспитательные:    *воспитывать дружелюбное отношение друг к другу;
                                                    *формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность;
                                                    *сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать.
              - развивающие:  *развивать зрительное восприятие, фонематический слух;
                                             *развивать внимание, способность сосредоточится, память, логическое мышление, моторику;
                                           *развивать умение анализировать, выделяя характерные особенности предмета, функциональные части.

Этапы (последовательность) деятельности
Содержание деятельности
Деятельность педагога
Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов
Планируемый результат
1.      Мотивация к деятельности детей (обсуждение реального события, введение в игровую ситуацию)
Цель: Организовать детей, создать положительно-эмоциональный настрой, мотивировать детей на включение в деятельность.
Знакомство в игровой форме с мячом.

Здравствуйте, ребята! Давайте знакомится. Меня зовут Ольга Владимировна! А тебя? Молодец, передавай мячик дальше.

Вот мы с вами и познакомились.
Организует размещение детей в группе, эмоционально включает в действие: просит мимикой показать свое настроене взяться за руки, улыбнуться друг другу. Вовлекает в слушание.
Дети размещаются в группе( свободно, за столом ряд, на стульчиках полукругом), выражают различные эмоции посредствам действий, мимикой, словами.
Умеют управлять своим поведением, соблюдабт общепринятые нормы поведения, проявляют готовность к действиям.
2.Актуализация опорных знаний, выявление проблемы (постановка целей исследований).
Цель: актуализация знаний детей о гусятах; создание проблемной ситуации.
Ребята, отгадайте загадку:
Носик лопаткой,
Красные лапки,
Плавает, ныряет,
Крякать обожает!

Молодцы! Это утка. Посмотрите на картинку. Кто на ней изображен? (утка с утенком) У утки-мамы как зовут детеныша? (утенок)
Какое у утенка настроение? (грустное)Как развеселить его? Чем помочь? (сделаем из лего утенку друзей и они будут весело плавать все вместе в озере)
Педагог загадывает загадку, предлагает детям предположить о чем они сегодня будут  говорить, что делать, чтобы найти ответы на вопросы самих детей, поощряет детей к высказыванию, вовлекает детей в совместное планирование, согласовывает с детьми действия и их последовательность.
Дети внимательно слушают, стараются понять проблему, обозначенную проблемной ситуации; отгадывают загадки; высказывают свое суждение о проблеме; предлагают свой путь решения; делают вывод; практикуются в осуществление выбора.
Умеет слушать, отвечать на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы, пытается самостоятельно предложить объяснения проблемы, способен к принятию собственного решения.
3.Поиск решения проблемы, планирование деятельности. Совместный анализ схемы  гусенка.

Прослушивание конструктивных задач.
Определение конкретных действий.
-Какой утенок?  ( Он желтый и пушистый.) Какие по цвету лапки и клювик? (Лапки и клювик красные.)
Чем питаются  утки? ( Он ест растительную пищу и мелких водных обитателей.)
А вы знаете: Каждый день утка и утята должны купаться в водоемах, для того чтобы их перья были гладкие, чистые и золотистые. Но этому утенку скучно купаться одному.
-Как ему помочь? (сделать друзей)

Совместный анализ схемы.
Определение конкретных действий.
- Обратите внимание какие детали нам понадобятся, что будем делать сначала, потом…
Задает вопросы, стимулирует процесс мышления; создает условия для самостоятельного решения возникшей проблемме; рассказывает, обсуждает с детьми, объясняет, представляет возможность задавать вопросы; показывает последовательность действий; проявляет уважение к детским высказываниям детей; комментирует высказывания; выражает искреннее восхищение; предлагает принять решение путем голосования. Вовлекает в совместную деятельность, совместное планирование, способствует групповой работе детей. Предоставляет детям возможность обсудить, найти конструктивное решение.
Сосредотачивают внимание, слушают;анализируют. Выражают собственные мысли; высказывают свое суждение о проблеме.
Анализируют, сравнивают, активно обсуждают.
Проявляют инициативу и самостоятельность; открыт внешнему миру; взаимодействию со сверстниками, воспитателем; имеет развитое воображение; творчески решает проблему; способен к волевым усилиям; обоготил словарь по теме; проявил готовность к совместной деятельности.
4.Открытие (приобретение знаний, умений)
Цель: освоение умений, последовательное конструирование модели по схеме.
Утенок зовет нас поиграть.
Физминутка
Дождик,дождик,что ты льешь? (хлопки)
Погулять на не даешь.(шаг)
Дождик,дождик, полно лить (хлопки)
Деток, землю, лес мочить (прыжки)
После дождика на даче (ходьба)
Мы по лужицам поскачем. (прыжки)





Ставит цели группе детей, которые отвечают их интересу и потребностям; способствуют тому, чтобы дети самостоятельно решали возникшие проблемы; наблюдает за детьми во время выполнения задания; представляет возможность для сотрудничества с детьми: советует, поддерживает.
Активно играет; работают все вместе, проявляют заботу друг о друге; проявляют способность критическому мышлению; делают самостоятельно выбор; осуществляют условные действия  в ситуации ролевой игры; проявляют изобретательность при решении проблемы; принимают собственное решение.
Проявляет инициативу и самостоятельность; уверен в своих силах; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других; проявляет творческие способности; начатое дело доводит до конца; логические выводы и сравнения; умеет следовать правилам; проявляет любознательность; принимает собственное решение; развита мелкая моторика.
5. Самоконтроль.
Цель: проанализировать уровень усвоения материала по теме; умение осуществлять мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, вывод, классификация; проводить наблюдения, экспериментировать.
Молодцы! Вы смогли сделать утенка! Давайте мы отправим их поплавать по озеру!
Расскажите как зовут вашего утенка? Какого он цвета? Где живет ваша птица? Чем она питается?
Хорошо! Молодцы!
Предлагает место, где дети могли бы разместить на всеобщее обозрение свои работы; инициирует  общее обсуждение детей; выражает искреннее восхищение; коментирует высказывания; проявляет свое отношение; проявляет заинтересованность; поддерживает.
Выставляют на всеобщее обозрение свои работы; отвечают на вопросы. Составляют рассказ о своей работе.
Проявляет самостоятельность; уверенность в своих силах; открытость4 доброжелательность и другим; выражение своих мыслей.
6. Рефлексия (анализ и результаты)
Цель: выявить умение оценивать результаты своей деятельности; выражать свои чувства.
Мне очень понравилось с вами работать! А вам понравилось? Трудно ли было вам  собирать утенка по схеме?
Что интересного вы узнали?
Вы раньше собирали утят из лего?
Сегодня вы попробовали и у вас все получилось! Это здорово!
Задает вопросы, стимулирующие процессы мышления; комментирует высказывания; выражает признательность; поддерживает, советует; поощряет детей.
Осуществляет контроль;выражает собственное суждение; делится впечатлениями; рассказывают о своих чувствах; показывает на картинах, схемах изображения действий (эмоции)
Способен оценить свою деятельность, свой вклад решения проблемы. Выделить трудности, которые были в ходе решения проблеммы, определить свое настроение в ходе НОД.
7. Открытость (продолжение деятельности)
За вашу работу я дарю вам картинку-раскраску утенка! Вы можете раскрасить ее в свободное время!
-В свободное время вы можете найти с помощью взрослых информацию о утке и утятах.
-Сделать поделку и сочинить сказку про веселого утенка.
Обсуждение с детьми и  продолжения игровой деятельности
Размышляют, высказывают свое мнение, обсуждают дальнейшую деятельность.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Умение планировать и продолжать свою деятельность.

                                                             


      Открытое занятие


                                                                                             Конструкт  НОД

Тема: Составление рассказа по картине «В гостях у Мухи-Цокотухи».
                                                                                                                                                                                                                                   
Возрастная группа: дети пятого года жизни.
Форма НОД: интегрированное занятие.
Форма организации: групповая
Средства:
Наглядные: иллюстрации к сказкам  К. Чуковского («Мойдодыр», «Айболит», «Бармалей», «Муха-Цокотуха»), «Волшебный  конверт», раскраски «Муха-Цокотуха».
Литературные  –  тексты сказок К. Чуковского (для предварительной работы).
Цель: создание условий для развития связной диалогической и монологической речи
Задачи:
Обучающие:
связная речь:
-подвести детей к составлению небольшого связного рассказа
- учить составлять рассказ по картине совместно с воспитателем и самостоятельно;
-учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины);
словарь и грамматика:
-визировать в речи слова, обозначающие действия (глаголы).
Развивающие:
- пополнять словарный запас;
-  развивать фонематическое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать терпение и уважительное отношение друг к другу;




Этапы
(последовательность) деятельности


Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога
Действия, деятельность детей,
выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат
1.Мотивация к деятельности.
Цель: организовать детей создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать детей на включение в деятельность.
Ребята, смотрите, нам прислали письмо
Вам интересно, посмотреть,  что в нём?
 (в конверте текст письма и иллюстрации к сказкам К. Чуковского)
Ребята, отгадайте загадки:
Не зверь, не птица, а нос как спица? (комар)
Молодцы, а я ещё знаю гимнастику для язычка про комара! Давайте попробуем вместе:
Ра – ра –ра, ра – ра – ра, не боимся комара (3 раза)
Не моторы, а шумят, не пилоты, а летят, не змеи, а жалят (оса)
Са – са – са, са – са - са, прилетела к нам оса (3 раза)

 Собирает детей вокруг себя.
Направляет  внимание детей, предлагая рассмотреть картину.

 Сосредотачивают внимание на педагоге,
на тексте письма.

Умеют слушать и проявлять интерес  к происходящему.
2. Актуализация
опорных знаний, выявление.
  Воспитатель. Кто нарисован на первой картине? («Мойдодыр»)
Дети. Отвечают на вопросы, описывают, что они видят на картине.
Воспитатель. Муха может жить в этой сказке? Почему?
Дети. Отвечают на вопросы.
Воспитатель. Давайте рассмотрим следующую картинку! Что изображено на ней?(« Айболит»)
Дети.  Отвечают на вопросы, описывают, что они видят на картине.
Воспитатель. А на следующей картине?
(«Бармалей»)
Дети. Отвечают на вопросы, описывают, что они видят на картине.
Воспитатель.  Сколько сказок мы с вами уже посмотрели? Нашли ли мы сказку в которой живёт Муха-Цокотуха?
Приглашает детей сесть на стульчики, по желанию и предоставляет им возможность самостоятельно высказаться, пусть это будет 1-2 предложения.
Вовлекает детей в совместное рассказывание, подсказывает начало предложения и ждет, чтобы ребенок его закончил, обращает внимание:  малоактивным детям. Выслушивает всех желающих.

  Отвечают на вопросы и выражают собственные мысли.
  Задают интересующие их вопросы. Отвечают на вопросы и выражают собственные мысли.
Дети оценивают правильность предложений.
Имеет представление о животных.
Умеют слушать взрослого, проявляет устойчивый интерес к животным.
3. Поиск, решение задачи, проблемы (игровая деятельность).
«У нас осталась ещё одна картина. Может сейчас нам повезёт и мы найдём сказку в которой живёт Муха-Цокотуха?»
Открывает иллюстрацию из сказки Муха-Цокотуха.

Далее воспитатель приглашает к доске трёх детей: первый – рассказывает…., второй про щенков, третий придумывает концовку рассказа. Так же дети составляют еще 2-3 рассказа.
Физкультминутка.
Воспитатель. :
Сейчас мы с вами сделаем зарядку для насекомых:
Мы божьи коровки (прыжки),
Быстрые  и ловкие (бег на месте),
По травке сочной мы ползём (волнообразные движения руками),
А после в лес гулять пойдём (шаг на месте),
В лесу черника (тянемся вверх),
И грибы (приседаем),
Устали ноги от ходьбы (наклоны),
И кушать мы давно хотим (гладим животик),
Домой скорее мы хотим (летим на свои места).

Предлагает детям вместе рассказать о том, что изображено на картине.
 Речь сопровождает с демонстрацией.
Обращается  к детям с предложением рассказать и показать эту что они видят на картине. Предоставляет возможность самостоятельно рассмотреть картину и сказать несколько фраз.   После самостоятельных высказываний педагог вовлекает детей в совместное рассказывание. Начинает начало предложения. Ребенок заканчивает.
Выслушивает всех желающих.
Затем предлагает детям поиграть.

 Демонстрируют физическую активность.
Демонстрируют активность к деятельности.

Умеют слушать взрослого,  координировать движение рук в соответствии с заданием.
4. Закрепление. Цель: проанализировать уровень усвоения материала по теме; умение проанализировать мыслительные операции: сравнение, анализ.
По каким сказкам мы сегодня совершили путешествие? («Мойдодыр», «Айболит» , «Бармалей» ,»Муха-Цокотуха» )
Кроме картинок в конверте ещё есть загадки. Помогите их отгадать!
1 загадка: Муха …. пошла, муха …. нашла. Вставьте пропущенные слова.
Ответы детей:
2 загадка: Кто прибегал к мухе на чай, какие насекомые (перечислить) .
Ответы детей:
3 загадка: Какая опасность ожидала муху цокотуху?
Ответы детей:
4 загадка: Кто спас муху цокотуху?

Обращает внимание на картинки на доске.
Отвечают на вопросы.
Умеют анализировать, воспроизводят прошлый опыт.
5.Самоконтроль
Ребята, вам сложно было помочь Мухе-Цокотухе? Что было легко, а что сложно?
Стимулирует детей к самоанализу занятия.
Активно обсуждают, анализируют
Умеют анализировать.
6. Рефлексия
Ребята, кто сразу узнавал сказки по картинкам? Их героев? Что для вас было сложным? Например, описать, что мы увидели на картинке?
 Теперь каждый себя похвалит: погладит себя.
 Побуждает детей к самоанализу и похвале.
Анализируют и оценивают.
Умеет делиться своими впечатлениями с взрослыми и со сверстниками.
7. Открытость
Муха-Цокотуха оставила вам раскраски со своим портретом и портретами своих друзей. Вы можете их раскрасить и рассказать родителям как вы помогли ей.
Ребята наши гости уже взрослые и забыли сказку «Муха-Цокотуха» Давайте вместе расскажем им!

Оставляет раскраски и картинки для самостоятельной игры.
Более подробно изучают картинки  и рисуют.
Умеют делиться впечатлениями и придумывать сюжеты игры.

         Конструкт  НОД

Тема: Составление рассказа по картине  «Собака со щенятами».                                                                                                        
Возрастная группа: дети пятого года жизни.
Форма НОД: интегрированное занятие.
Форма организации: групповая, подгрупповая.
Средства:
Наглядные: картина «Собака со щенятами», сорока (картинка), рабочая тетрадь по развитию речи для детей 4-5 лет.
Игрушки:  собака и щенята, кошка и котята, курица и цыплята, утка и утята.
Литературные  –  потешки ,загадки про животных и их детенышей (для предварительной работы).
Музыкальные  – аудиозапись «Сорока стрекочет».
Цель: создание условий для развития связной диалогической и монологической речи
Задачи:
Обучающие:
связная речь:
-подвести детей к составлению небольшого связного рассказа
- учить составлять рассказ по картине совместно с воспитателем и самостоятельно;
-учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины);
словарь и грамматика:
- учить соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей;
-визировать в речи слова, обозначающие действия (глаголы).
Развивающие:
-  развивать фонематическое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать терпение и уважительное отношение друг к другу;
- воспитывать эстетическое отношение к домашним живутным.




Этапы
(последовательность) деятельности


Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога
Действия, деятельность детей,
выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат
1.Мотивация к деятельности.
Цель: организовать детей создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать детей на включение в деятельность.
Ребята, смотрите, нам прислали посылку.
Вам интересно, посмотреть,  что там лежит?
 Смотрите, какая у нас есть – картина!
 Собирает детей вокруг себя.
Направляет  внимание детей, предлагая рассмотреть картину.

 Сосредотачивают внимание на педагоге,
на животных изображенных на картине.

Умеют слушать и проявлять интерес  к происходящему.
2. Актуализация
опорных знаний, выявление.
  Воспитатель. Кто нарисован на картине?
Дети. .Собака и щенята.
Воспитатель. Что делают щенята?
Дети. Играют около мамы.
Воспитатель. А что делает белый щенок с черными ушками(показываю какой именно)?
Дети. Играет с другим щенком.
Воспитатель. Каких ещё щенков вы видите?
Дети. Беленького, рыженького, ещё беленьких с чёрными ушками ,черного.
Воспитатель. Что можно про них сказать?
Дети. Они хотят прижаться к маме.
Воспитатель. Что ещё они делают?
Дети. Один смотрит на нас.
Воспитатель:
-Посмотрите на собаку-маму, расскажите, какая она, что она делает?
Приглашает детей сесть на стульчики, по желанию и предоставляет им возможность самостоятельно высказаться, пусть это будет 1-2 предложения.
Вовлекает детей в совместное рассказывание, подсказывает начало предложения и ждет, чтобы ребенок его закончил, обращает внимание:  малоактивным детям. Выслушивает всех желающих.

  Отвечают на вопросы и выражают собственные мысли.
  Задают интересующие их вопросы. Отвечают на вопросы и выражают собственные мысли.
Дети оценивают правильность предложений.
Имеет представление о животных.
Умеют слушать взрослого, проявляет устойчивый интерес к животным.
3. Поиск, решение задачи, проблемы (игровая деятельность).
«Эта картина называется собака со щенятами. Собака…большая, у неё длинная шерсть, чёрные уши ,и чёрное пятно на спине . Она устала и закрыла глаза. У собаки – мамы много щенят(8)Двое хотят ……».

Далее воспитатель приглашает к столу  трех детей: первый - рассказывает про собаку - маму, второй про щенков, третий придумывает концовку рассказа. Так же дети составляют еще 2-3 рассказа.

 У кого из вас дома есть собака или щенки?
Дети отвечают.
Какие они?
Дети отвечают.
Как их зовут? Расскажите про них.
Дети рассказывают.
 Физкультминутка.
Воспитатель. :
«Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.»
(Бегал по двору щенок,
(бег на месте)
Видит пирога кусок.
(наклоны вперёд, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел,
(присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел.
(руки в стороны, голову на бок))


Предлагает детям вместе рассказать про собаку и щенят.
Разыгрывает инсценировку. Речь сопровождает действиями с игрушками.
Обращается  к детям с предложением рассказать и показать эту сказочку. Предоставляет возможность самостоятельно подействовать с игрушками и произнести одну – две фразы, пусть это даже звукоподражательные слова. После самостоятельных высказываний педагог вовлекает детей в совместное рассказывание. Начинает начало предложения. Ребенок заканчивает.
Выслушивает всех желающих.
Затем предлагает детям поиграть.
По показу воспитателя девочки сомкнули перед собой пальцы в колечки и сели на стулья.

 Слушают правила игры. Демонстрируют физическую активность.
Демонстрируют активность к деятельности.

Умеют слушать взрослого,  координировать движение рук в соответствии с заданием.
4. Закрепление. Цель: проанализировать уровень усвоения материала по теме; умение проанализировать мыслительные операции: сравнение, анализ.
У девочки  Маши , собака со … щенятами, кошка с … котятами  утка с … утятами, курица с… цыплятами.
  Как-то раз утята побежали к реке, ныряют, плавают, а котята и цыплята смотрят на них. Вдруг слышат: Тра-та-та-тах! Испугались малыши и побежали к своим мамам. Котята- к кошке, щенята- к собаке, утята- к утке, цыплята – к курице. Успокоили мамы свих детенышей, и снова прибежали к воде…утята. От кошки бегут…котята. От собаки побежали …щенята, от курицы… цыплята. И вдруг снова: тра-та-та-тах! Опять побежали малыши к своим мамам: утята к утке, щенята к собаке, цыплята к курице. И спрашивают «Кто так страшно трещит?» Смотрят, метнулась к лесу птица какая-то: сама черная, бока белые, хвот длинный. Затрещала: тра-та-та-тах! да и скрылась. Кто же напугал малышей – и утят, и щенят, и котят?  
Как вы думаете, нужно ли бояться сороку?
Обращает внимание на картинку в тетради.
Сопровождает свою речь демонстрацией игрушек ( картинок). Начинает предложение, дает возможность закончить его детям.
Включает аудиозапись «Сорока стрекочет» во время рассказа.
Повторяют звукоподражания. Заканчивают предложения.

Умеют анализировать, воспроизводят прошлый опыт.
5. Самоконтроль
Ребята, кому было сложно, составлять рассказ - подойдите к стулу, где сидит собачка.  А кому было легко составлять рассказ – к стулу, где сидит кошечка.
Стимулирует детей к самоанализу занятия.
Активно обсуждают, анализируют
Умеют анализировать.
6. Рефлексия
Ребята, кто узнал зверей? И их детенышей? Что для вас было сложным? Например, описать какая собака -  мама.
 Теперь каждый себя похвалит: погладит себя.
 Побуждает детей к самоанализу и похвале.
Анализируют и оценивают.
Умеет делиться своими впечатлениями с взрослыми и со сверстниками.
7. Открытость
Сейчас вы можете взять эти игрушки и  придумать новый рассказ, а потом повторить его для родителей.
Оставляет игрушки для самостоятельной игры.
Более подробно изучают игрушки, подражают и играют.
Умеют делиться впечатлениями и придумывать сюжеты игры.

  Мастер-класс
Организаторы: Бокова Татьяна Александровна-воспитатель,
Сыскова Ольга Владимировна-воспитатель

ТЕМА: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

                                                         Проведение мастер-класса организовано
                                                                    на содержании педагогического опыта
                                                          образовательной деятельности с
                                                       детьми дошкольного возраста



Задачи
1.     Актуализировать представление о использовании мнемотехники в развитии связной речи дошкольников.
2.     Педагоги получат представление  о мнемотаблицах, модельных схемах, опорных картинках как средство развития связной речи у воспитанников
3.     Предоставить возможность педагогам попрактиковаться  в составлении   сенсорно-графических  схем и  мнемотаблиц.

Содержание мастер-класса

I.                  ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Главной задачей развития связной  речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах,  явлениях природы,  создание разных видов творческих рассказов, составление рассказов по картине, заучивание стихотворений, загадок, чистоговорок и скороговорок.
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи это – наглядность и план высказывания
Мнемотехника это система методов и приемов, которые позволяют использовать эти два важных фактора для формирования связной речи дошкольника. В мнемотаблицах наглядность представлена в виде предметных картинок, последовательно расположенных в соответствии с планом высказывания.
С помощью мнемотехники   решали следующие задачи:
·         Развивать связную речь.
·         Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице.
·         Обучать детей правильному звукопроизношению.
·         Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
·         Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.  Начинается  работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит  к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемоквадрат (опорная картинка) – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательный рассказ. 
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются с целью:
·         при обучении составлению рассказов,
·         при пересказах художественных произведений,
·         при проговаривании чистоговорок  и скороговорок,
·         при отгадывании и загадывании загадок,
·         при заучивании стихотворений.
Составление рассказа
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
Пересказ художественных текстов.
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Проговаривание чистоговорок  и скороговорок. Используя мнемотаблицу, ребенок концентрирует свое внимание на правильном произношении звуков и слов.
Отгадывание и загадывание загадок. Мнемотаблица помогает запомнить загадку и загадать ее другим детям.
Заучивание стихотворений. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагают готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Работа по мнемотаблицам проходит в три  этапа.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  в образы.
3 этап: Осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
В младших группах с  помощью взрослого, в старших – дети самостоятельно.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
Коллаж –это объединение на одном листе (фланелеграфе) картинок, букв, цифр, фигур, которые связаны одной темой и целью.
Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.)
Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.)

Применять модельные схемы можно и на других занятиях, в других видах деятельности (Продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и др.)

II. ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Работа по сенсорно- графическим  схемам и составление мнемотаблиц.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность педагога
Деятельность участников
Результат
Предлагает объединиться в три команды: педагоги средних и младших групп, старших групп и подготовительных к школе  групп.
Объединяются в команды в соответствии с возрастом воспитанников групп.
Педагоги объединились  в команды.
Предлагает участникам составить описание предмета по предложенной схеме, раздает каждой команде картинки с изображением предмета в соответствии с возрастом.
 Работают в командах над составлением рассказа-описания.
Каждая команда представляет свой рассказ-описание другим командам.
Предлагает каждой команде составить   мнемотаблицу. Педагогам групп младшего и среднего возрастов к стихотворению, педагогам старших групп к загадке, педагогам подготовительных к школе групп к рассказу.
Команды составляют и зарисовывают мнемотаблицы.
Каждая команда представляет составленные мнемотаблицы другим командам.
                                       
III. РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ

 Мини-опрос участников мастер-класса:
1. Какие виды речевой деятельности можно осуществлять, используя опорные картинки, мнемотаблицы и опорные схемы?
2. В каких образовательных областях можно использовать приемы мнемотехники?
Ответы   записываются на доске.
Участники делают вывод, что  использование сенсорно-графических  схем и  мнемотаблиц и опорных картинок является универсальным методом для развития связной речи дошкольников во всех образовательных областях.